МОУ Удельнинская гимназия
им. В.Ф.Горячева
Раменского муниципального района Московской области
Новости
Открытый урок проекта "Мы ВМЕСТЕ"
Гимназия пос. Удельная
В гимназии прошел открытый урок «Мы вместе»

Проект реализуется по предложению ЦИК партии «Единая Россия» в связи с воссоединением республики Крым с Российской Федерацией.
Чистое Подмосковье
Гимназия пос. Удельная
В гимназии продолжается акция «Чистое Подмосковье».

В акции уже приняли участие более 350 учащихся и 20 учителей гимназии.
Единый день детской дорожной безопасности.
Гимназия пос. Удельная
24 апреля в гимназии прошел день детской дорожной безопасности.

Инспектор по пропаганде 14 батальона ДПС лейтенант полиции Кравченко Н.О.  провел профилактические беседы, викторины по правилам дорожного движения.
Чистое Подмосковье
Гимназия пос. Удельная
21 апреля в гимназии стартует   акция «Чистое Подмосковье»
Страницы: 12345Вперед
Губская И.А. - учитель химии
Губская И.А. - учитель химии МОУ УГ
Кандидат химических наук
Высшая категория

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Перестройка высшего и среднего специального образования в стране, школьная реформа предусматривают дальнейшее совершенствование форм, методов и средств обучения, использование разнообразных технологий: технологий личностно-ориентированного обучения (ЛОО), проблемно-поисковых технологий и компьютерных технологий в том числе.

Мы, педагоги, тоже перестраиваемся. Я в своей работе стараюсь постоянно использовать новые разработки, современные образовательные технологии.

Информационно-коммуникационная технология – это современная технология обучения с использованием компьютера (Интернет-технологии, программирование, проектный метод обучения, дистанционное обучение и т.д.). Быстрое развитие вычислительной техники и расширение ее функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса.

В помощь нам, педагогам и ребятам, появилось много материалов на компьютерных дисках. Их можно применять в разработке рефератов, написании курсовых работ, с их помощью учащимся можно самостоятельно работать с материалом и выполнить имеющиеся по теме работы, получить результат, а значит, учитель может легко оценить знания.

Мне информационные технологии позволяют быстро организовать обучение и проверку знаний, составлять адаптивные программы и применять их в обучении химии.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Я убеждена, что интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы.

Компьютерная техника и использование компьютерных технологий сегодня выступает не только как средство автоматизации всех процессов обучения, но и как инструмент резкого повышения эффективности интеллектуальной деятельности учащихся.

Из всех возможных способов, компьютерные технологии на своих уроках, я использую с разной целью:

- решение задач, количественные расчеты, обработка данных (имея алгоритм);
- осуществление самоконтроля и стандартизированный контроль знаний по содержанию учебной информации(тестовые, контрольные дифференцированные задания, карты и другие опросники;
- автоматизация химического эксперимента, соединение с оптической аппаратурой (проекции опытов на экран);
- получение необходимых справочных данных, составление контрольных, дифференцированных работ, анализ типических ошибок учащихся (автоматизированные системы управления и информационные банки;
- самостоятельная работа учащихся в разработке рефератов, курсовых работ, работа с материалом, выполнение проверочных работ, получая результат, осуществлять самоконтроль.

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.

М.В.Ломоносов

В рамках договора между гимназией и Российским научно-производственным объединением «Росучприбор» мною с 2005 года ведется экспериментальная работа по теме: «Формирование, проверка и оценка экспериментальных умений учащихся по предметам естественнонаучного цикла». Мною создан и экспериментально апробирован пилотный кабинет химии с особой организацией рабочей зоны учащихся на основе специально сконструированных рабочих мест с абсолютным доступом к оборудованию, а также блок-модуль для организации практикумов для одаренных. Мною разработаны и апро-бированы экспериментальные и практико-ориентированные задания, а также разрабатываются технологии проверки практических умений школьников на основе заданий с лабораторным оборудованием, приборов, измерительных установок. По многим темам курса мною применяется для проведения демонстрационного эксперимента ком-пьютерный измерительный блок с системой датчиков: pH, температуры, оптической плотности,электропроводности («Скорость химической реакции», «Электролитическая диссоциация» и другие.

С 2002 года я целенаправленно работаю над реализацией Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. В связи с этим мною разработаны и внедрены профильные программы для классов химико-физического и физико-математических классов, элективные курсы по химии. Программа элективного курса «Изучение количественных измерений в химии» является авторской программой. Показателями эффективности ее реализации являются:

- сформированность умений и навыков, свойственных естественнонаучной деятельности;
- умение использовать методы качественного и количественного анализа;
- умение составлять отчет о проделанном эксперименте;
- развитость коммуникативных умений.

Элективный курс «Химия, история, искусство» разработан мною для классов гуманитарного и физико-химического профиля и может рассматриваться как дополнение к изучению основного курса. Его основная цель – расширение представлений учащихся о связи химии с повседневной жизнью и искусством, знакомство с историей развития, становления и эволюции химической науки.

Совместно с РХТУ им. Д.И.Менделеева я разработала программу практикума по решению нестандартных задач по химии в 10-11 классах. Показателями эффективности реализации этой программы является:

- развитость мышления;
- познавательная активность;
- наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях;
- креативность личности ребенка.

Сотрудничество с высшими научными школами позволило мне существенно расширить возможности преемственности между общим и высшим профессиональным образованием. Я и мои ученики активно участвуем в семинарах и научно-практических конференциях на базе учебного комплекса «РХТУ им. Д.И.Менделеева»:

- «Моделирование и управление: от молекулы до производства»;
- «Молодой специалист для меняющегося мира».

Активно участвую в работе муниципальной инновационной сети по темам:

- «Педагогическая диагностика, мониторинг и оценка качества общего образования»;
- «Создание информационного пространства в образовательном учреждении».

Использую в своей практике современные развивающие технологии, в основе которых лежат принципы развивающего обучения:

- уровневая дифференциация на основе обязательных результатов;
- групповые и игровые технологии, как способы организации деятельности детей;
- проблемно-поисковые технологии, основанные на создании проблемной ситуации, активизирующие самостоятельную деятельность учащихся;
- здоровьесберегающие технологии (100%).

Этим технологиям я отдаю предпочтение.

Технология проблемного обучения, основанная на теоретических положениях американского философа Джона Дьюи, сегодня предполагает организацию таких занятий, когда под руководством учителя создаются проблемные ситуации и учащиеся в процессе активной самостоятельной деятельности их решают, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и развитие мыслительных способностей. Для реализации проблемной технологии отбираю самые актуальные, насущные задачи (экономика, история науки и т.д.). Я использую следующие методические приемы: постановка проблемы, указание противоречия и предложение найти способ их разрешения; столкновение противоречий практической деятельности, побуждение к сравнению, обобщению, выводам из ситуаций, сопоставлению фактов; ставятся проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Также на своих уроках использую коллективный способ обучения (КСО), при котором обучение осуществляется путем общения в динамических парах (группах), когда один учит другого. Одновременно учащиеся рассматривают несколько проблем. У каждой группы отдельная проблема, которая прорабатывается по очереди с разными учащимися. В каждой группе обучаемый выступает, то в роли слушателя, то в роли рассказчика (учителя). Перед учениками с самого начала ставится задача: подготовиться по теме так, чтобы уметь ее рас-сказать, ответить на все вопросы.

К групповой технологии относятся технологии нетрадиционных уроков, например интегрированных (уроки химии, биологии, географии.

Большой интерес вызывает проектная технология, не являющейся новой. Созданная в городе Дальтоне (США) в 1919 г. (Е.Паркхарст), она получила название «Дальтон план» или в России – «метод проектов», применявшийся во многих школах и ВУЗах в 20-х годах. Проектная технология позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащимся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Работа над проектом предполагает знакомство с материалом; планирование работы; распределение заданий внутри группы; обсуждение индиви-дуальных результатов в группе; обсуждение общего задания группы (с замечаниями, дополнениями, уточнениями, обобщениями) и подведение итогов, когда результаты работы обобщаются, анализируются и сначала сами учащиеся, а за тем и я, как учитель, делаю вывод о достижении поставленной цели. Практическая ориентация образовательного процесса и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий требует активного использования:

- коммуникативных технологий;
- проектно-исследовательских технологий;
- компьютерных технологий.

В воспитательной внеклассной работе и на уроках, мной используется технологии личностно-ориентированного образования и технологии сотрудничества, именно эти технологии являются основными в моей собственной методической системе преподавания.

Я глубоко убеждена, что залогом успеха могут служить:

- уважение учителя и ученика друг с другом;
- воспитание не послушания, а ответственности, не агрессивности, а доброжелательной твердости на основе творческой педагогической импровизации;
- учитель и ученик должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами. Только обучая детей, мы учимся сами.

Еще в начале 20 века Д.Дьюи утверждал: «Ребенок – это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс».

XXI век – век триумфа индивида, приоритета личности как основы жизнедеятельности общества. На первый план при оценке личности выходят уникальные творче-ские и интеллектуальные способности индивида. В законах об образовании Российской Федерации указывается на необходимость совершенствования образования, повышения качества воспитательной работы, целенаправленного развития творческих способностей учащихся. Новые задачи, стоящие перед современной школой, привели к тому, что сегодня широкое распространение в практике получили такие нетрадиционные технологии, как технология естественного обучения, модульно - рейтинговая технология обучения, технология интегрированного обучения, технология полного усвоения знаний, индивидуальная технология обучения, технология кооперативного обучения, проблемно-поисковые технологии. Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволило решать многие проблемы развивающего, личностно–ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.

Введение новых предметов, использование новых современных технологий на уроках, при проведении внеклассных мероприятий, позволяет учащимся понять самих себя, свою сущность, а это поможет воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации. Ядро образования – знания о человеке и человечности.

Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно–ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

Опираясь на воззрения философов, постараюсь выделить наиболее важные аспекты личностно-ориентированного подхода: во-первых, личностно – ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности, во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий, в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств.

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода должен составлять методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Основные понятия. Принципы. Методы.

Вот уже 15 лет как в России в школах внедряется опыт французских педагогов – основателей международного теперь уже педагогического движения "Новое воспитание". Раньше от педагогов требовалось основное – дать образование… Но нравственные проблемы не могли не тревожить учительское сердце.

Сейчас приобрели актуальность понятия "воспитание" и "образование" как единый процесс.

И поэтому в своей практике я ухожу от банальных классных часов и стараюсь проводить мастерские творчества – мастерские ценностных ориентаций, они нужны сегодня как воздух и детям, и взрослым, т.к. позволяют "переварить" огромное количество разных точек зрения на какую-либо проблему и выработать свою.

Мастерские творчества – это новая технология. Я создаю условия для своих учеников, иногда трудные, обеспечивая им проблемную ситуацию с обязательным выходом из нее.

Могу поддержать учеников верой в то, что они могут со всем справиться самостоятельно; помочь, если попросят; но не даю им готовых решений, не навязываю им свою точку зрения.

Что же такое мастерская творчества?

Мастерская – это синтетическая интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно-деятельный подход.

Возможна диалогическая деятельность разного плана: интеллектуальная, эмоциональная, этическая, коммуникативная, психологическая.

На выходе ребята должны обрести целостную смысловую картину современного мира и осознать ценность своего

"я" в этом мире, познать и проявить собственную индивидуальность.

Проживание - дети – непосредственные участники деятельности. Они должны не присутствовать на "…", а пребывать в"…". Выбор тем должен быть интересен детям, должна быть внутренняя мотивация.

Индукция ("наведение") - этап мастерской, где создается эмоциональный настрой, создается личностное отношение к предмету обсуждения.

Индуктор – средство для включения процесса индукции: слово, об-раз, предмет, звук, текст, рисунок и др., что может разбудить чувство, вопросы.

Самоконструкция – этап мастерской, создание собственного мнения, опыта, формулирование идеи, мнения (работа в группах) – социоконструкция.

Социализация – этап мастерской, предъявление интеллектуального продукта (рисунки, работы, мнения) другим участникам (групповая социализация – рассмотрение мнений, индивидуальных в группе гипотез).

Деконструкция и реконструкция – разрушение имеющихся представлений, восстановление на новом пути.

Дедукция ("выведение") – логическое умозаключение от общего к частному.

Рефлексия – осознание каждым того, что обсуждалось.

Проведение "Мастерских творчества" для нас интересно, т. к. я уже имею опыт проведения подобных мероприятий.

С 1995 года в нашей гимназии я веду новый курс "Человековедение". Мною разработан учебно-методический комплекс по данному курсу для 8-9 классов. Цель курса – привлечение подрастающего поколения к культуре, пробуждение в нем тяги к добру, потребности в самосовершенствовании. При изучении курса «Человековедение» большое внимание отводится проблемам человека, его индивидуальным особенностям.

Учащиеся познают себя с тем, чтобы сознательно подходить к определению дальнейшего жизненного пути.

Изучение индивидуальных особенностей человека помогает ребятам анализировать собственные качества, поступки, критически оценивать себя с учетом требований, предъявляемых обществом, коллективом, семьей. Успех зависит от содержания, и от стиля курса общения учителя с учащимися. Самое главное – дискуссионность, диалогичность, доверительность, уважительное отношение к мнению учащегося.

Мой предмет – химия. Используя новые подходы в образовании, я по-другому смотрю на свой предмет. Главное – видеть в каждом ученике человека.

Химия – наука о веществах, и я теперь подхожу к изучению веществ не только с точки зрения их практической значимости для общества, но и с позиции философского осмысления мира. Я и на уроках химии, и на уроках человековедения показываю целостность мира и человека, стараюсь раскрыть детям беспредельность и гармонию жизни. Мне кажется, что главная польза от уроков человековедения, от использования подходов личностно-ориентированного образования – воспитание стремления к пониманию и познанию себя, желание себя совершенствовать, трудиться над собой, чтобы улучшить жизнь. Меня радует интерес ребят к этим проблемам. И я думаю, что поразмышлять над этим полезно и нам, учителям. Так как, только совершенствуя и развивая себя, мы можем учить ребят.

Темы возможных мастерских творчества:

• Что такое человек?
• Личность ли я? Особенности моей личности: характер, воля, темперамент
• Диспут: "Кого сегодня можно назвать рыцарем?"
• Кодекс дружбы
• Нравственный кодекс любви: каков он?
• Счастье – это…
• Диспут "Мое представление о счастье"
• Индивидуальность человека: "В каждом человеке солнце, только дайте ему светить"
• Путь к успеху
• Поговорим о наших правах… ("Человек – гражданин", ток-шоу)
• Настоящий Учитель и настоящий Ученик (о взаимоотношениях учителя и ученика)
• Это высокое звание – человек!
• Мои ученики – это 30 солнечных лучиков, осветивших мою жизнь…

Каждый из нас – педагог, нам каждому хочется понять смысл наших встреч с детьми, смысл нашей профессии – «Ради чего?».

Мастерские творчества побуждает ребят к самостоятельности, инициативе, активности. Л. Бетховен призывал: "Человек, помогай себе сам!", и в ХХI веке этот призыв звучит достаточно убедительно, в наше время непросто быть человеком и чувствовать свою ответственность (Сент-Экзюпери говорил: "Кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир").

Воспитание – сотворчество, ребенок – это ценность, и если педагог осознает свое призвание, то это все взаимосвязано. Чувство собственного достоинства, осознание ценности своей профессии помогает вступать в диалог в общении с детьми и понять, что "самое человечное в человеке – это другой человек" (В. И. Слободчиков).

Ребята любят эти занятия, так как им нравится атмосфера творчества, открытого общения, поддержки. Проблемы становления человека важны – ценностные системы детей сложны, неоднозначны. Процесс передачи духовного опыта происходит от сверстников к сверстникам в группе, в классе, во дворе, но и от детей – к взрослым, мы живем в эпоху перемен, ценности родителей не являются авторитетными для детей, так как отстают от требований времени. Потребности детей просто другие, и нам приходится учиться у детей тому, что отсутствует в жизненном опыте старшего поколения (владение компьютером, иностранными языками, техническими умениями, коммуникативной открытостью, толерантностью).

Что такое ценности? Ник Оуэн подчеркивал: "Ценности – это вещи, которые указывают нам направление в нашей жизни".

В процессе педагогической деятельности, общения нас, педагогов и ребят, происходит рождение ценностей, осознание человеком своей индивидуальности.

Общаясь, человек не только формирует свои ценности, свое "я", смотрясь в другого, но и через отношение к себе других людей осознает свою индивидуальность, раскрывает ее.

А как построить педагогический процесс, чтобы он стимулировал стремление человека жить по-человечески? Вот эти вопросы и будут в центре размышлений на мастерских творчества.

В моем учительском активе имеется целый ряд печатных работ, опубликованных и готовящихся к публикации в журналах «Интегральная педагогика и жизнь», «Школьные технологии», «Химия в школе», в приложении «Химия» к газете «Первое сентября».

Мне кажется, сам педагог должен постоянно находиться в творческом поиске, работать под девизом: «Чтобы зажечь, надо гореть».

Что вы можете сделать?